Архитектура

Наземные сооружения

С 2007 г. на террасе у входа в пещеру идет строительство нового монастырского комплекса (до 2009 г. – скит Ионинского монастыря, ныне – самостоятельный): малый храм Всех свв. Зверинецких (имена многих из них известны по пещерным граффити), большой храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с цокольным приделом свт. Иоасафа Белгородского и сщмч. Иоасафа Могилевского, братский корпус.

Пещеры

Изученная и доступная часть Зверинецких пещер напоминает в плане треугольник – замкнутый контур из 3-х прямых погребальных «улиц» с S-образными переходами между самой длинной из них и двумя другими, сходящимися под прямым углом. Общая длина «улиц» и перемычек составляет около 150 м.

Самая длинная «улица» – восточная, именуемая «Алтарной». В ее «бортах» – устья погребальных локул и крипт, посреди восточной стены – вход в миниатюрный храм на 2-3-х служащих с нишами престола и жертвенника. В нише жертвенника начертан синодик: «Игоумени Звериньсьци Левоньтья Марькьяна Михаіла Ионы Мины Клименьтья Мануіла»; на своде – крест типа «Голгофа» (на П-образной «подставке») с монограммами «ІС ХС» и «НИКА» («Иисус Христос – Победитель»), ставший на рубеже XX-XXI вв. одним из символов Ионинского монастыря («Зверинецкий крест», «Ионинский крест»). Известны надписи над 3-мя усыпальницами «Алтарной улицы»: «Помяни Г(оспод)и дшю раба Своего Климяньтья игумена» и «Климяньньтии игуменъ Звериньскии» (обе – над криптой против церкви), «Андъроникъ Печерникъ» (граффити утрачено; в этом иноке видят аналога лаврского прп. Марка Пещерника, который обитал в пещерах и копал в них могилы для братии) и «Федоръ Калека» («Паломник»). Стены «Алтарной улицы» укреплены в нач. ХХ в. кирпичом и оштукатурены; своды, церковь, крипты и локулы – остались глинисто-песчаными.

Северо-западная «Улица неисследованных погребений» сильно пострадала от обвалов, и, вместе с переходом к «Алтарной улице», укреплена в кон. ХХ в. бетоном (устья погребений пришлось замуровать). Юго-восточная «Улица одиночных погребений» обрела название по наличию в ней только локул. Ее стены, своды и часть локул облицованы кирпичом и оштукатурены в начале ХХ в. Тогда же вырыт и частично облицован подобным образом переход из нее на «Алтарную улицу». В склепе, встроенном в склон у северо-западного конца «Улицы одиночных погребений», в 1921 г. погребен историк Иван Каманин – один из исследователей Зверинецких пещер.

Расходясь в деталях истории Зверинецких пещер, ученые единодушно видят в них памятник древнерусской эпохи: Эртель (1913) – некрополь Зверинецкого монастыря кон. Х/XI–XVII вв.; Каманин (1915) – место расположения в кон. Х–XI вв. Выдубицкого монастыря до начала наземного строительства (1070) и монастырский некрополь до 1096 (нападение половцев) или 1240 гг. (монголы); Николай Петров (1916) – место монашеского отшельничества XI–XII вв. и монашеский некрополь более позднего времени; по мнению Тимура Бобровского (1995) – основанный в XII в. Зверинецкий пещерный монастырь переместился на стыке XII-XIII вв. на поверхность и обратил пещеры в некрополь, а на рубеже XVI–XVII вв. запустел из-за передачи Выдубицкого монастыря в ведение униатов (1596); до изучения нераскрытых участков Зверинецких пещер, Елена Воронцова (1996) допускает предварительную интерпретацию известных «улиц» как некрополя XII–XVII вв. Часть найденных в пещерах предметов датировалась временем до XVIII в. включительно (например, панагия – лик Пресвятой Богородицы в медальоне, с надписью гражданским шрифтом), среди останков встречались детские, в замуровке усыпальниц присутствовали куски вторично использованных кирпичей образца X–XIII вв. и более позднего периодов.

Большинство читателей и посетителей черпают сведения о Зверинецких пещерах из посвященной им книги И. Каманина (или ее пересказов), поскольку, в отличие от иных печатных работ по данной теме, она была издана в форме красивого фолианта (1915). Более того, гипотетическое отождествление историком Зверинецких игуменов с рядом известных по летописям и «Житиям святых» подвижников Православия на Руси X–XI вв. (в частности, имя «Ионы» в синодике он прочел как «Софрония») принимается многими за общепризнанное, в то время как сам И. Каманин скромнее оценил свои предположения (введение книги), отчасти подвергнутые критике (профессор Киевской Духовной Академии Н. Петров) и не являющиеся достаточно аргументированными. В то же время, сходство зверинецких пещерных погребений с лаврскими (до устройства в пещерах Лавры в XVII–XVIII вв. аркасолий), включая начертание имен и прозвищ над усыпальницами самых достопамятных иноков, а также упоминание в синодике пещерной церкви о Зверинецких игуменах и явление погребенных в пещере иноков Феодосии Матвиенко, стали основанием для установления в ХХ в. церковного почитания памяти Собора Зверинецких святых, включая сщмч. Иоасафа (Жевахова).